Профессия «педагог» одна из самых уважаемых, почетных и ответственных профессий в мире. Педагог, это человек, который создает будущее страны, ведь его труд напрямую влияет на развитие знаний молодого поколения, его убеждения, культуру, мировоззрение, духовные и нравственные качества.
Выбирая профессию учитель, вы должны знать, что всегда будите востребованы на рынке труда, т.к. учитель – это «категория вечная». Чтобы быть успешным в своей деятельности, вы должны любить свою работу, позитивно воспринимать людей, заниматься самообразованием, и тогда вам откроется полный спектр возможностей профессии «педагог».
Мифы о профессии учителя
Наверное, нет более мифологизированной
профессии, чем учительская. Учительский труд нелегкий, ответственный и
почтенный. Педагоги вместе с родителями (а иногда и в большей степени)
воспитывают и формируют юные души.
Профессия существует в мире уже не
первое тысячелетие, и мифы о ней формировались в зависимости от эпохи. Общим в
этой мифологии было то, что до недавнего времени учитель считался чуть ли не
«первым после Бога» и аккумулировал все знания, науку и мудрость мира. Сегодня
ситуация несколько изменилась. Попробуем развенчать некоторые самые
«устоявшиеся» современные мифы об учительской профессии.
Миф
1. Учитель — женская профессия.
В наших учебных заведениях
преподавателей-мужчин практически не наблюдается.
На самом деле. Миф верен отчасти. Да,
действительно, большинство педагогических коллективов в наших учебных
заведениях преимущественно женские. Но преподаватель- мужчина не такая уж
редкость, хотя, конечно, хотелось, чтобы их было больше. В профессионально-технических
училищах, например, где изучаются преимущественно мужские профессии
(автослесарь, строитель и т.д.), педагогов и мастеров производственного
обучения, принадлежащих к сильному полу, достаточно, чтобы не считать коллектив
«бабьим царством». То же самое можно сказать и о высших учебных заведениях. В
средних школах ситуация диаметрально противоположная. Почему же наши мужчины не
желают учительствовать, хотя, если вспомнить историю, то вплоть до конца XIX
века, когда начало активно развиваться феминистическое движение,
преподавателями были, в основном, мужчины. Да и в советское время представители
сильного пола не гнушались этой профессии. Ответ следует искать в плоскости
материальной: нынче на учительскую зарплату весьма сложно прокормиться самому,
не говоря уже о семье. Нормальный мужчина будет чувствовать себя весьма
неуютно, зная, что не в состоянии обеспечить чад и домочадцев.
Миф
2. Все учителя диктаторы.
Привыкнув командовать в школе, переносят
манеру общения в семью и на окружающих.
На самом деле. Не стоит обобщать. Хотя,
в общем и целом, можно согласиться, что некоторый «профессиональный» отпечаток
работа учителя накладывает, впрочем, как и любая друга. Многие учителя
привыкли, чтобы их слушали не перебивая, высказывать свое мнение окружающим (даже
если это вполне взрослые люди) строгим, безапелляционным тоном, они всегда все
знают и готовы отстаивать свое мнение до последнего. Однако это не обязательно
свидетельствует о каких-то диктаторских замашках данного конкретного индивида.
Вы никогда не пробовали выйти перед классом, где сидят тридцать шустрых
подростков, чтобы рассказать, например, о творчестве Пушкина. Более того,
поведать об этом так, чтобы хоть половина чад (это в лучшем случае) восприняла
информацию и захотела почитать произведения великого поэта. А ведь нужно еще
успеть детей опросить, поставить оценки. Но для начала класс нужно усадить и
настроить на работу. Все это, во-первых, отнимает уйму эмоциональных ресурсов,
во-вторых, требует определенной силы характера и умения влиять на людей.
Хороший учитель не только тот, кто любит детей, отлично знает свой предмет, он
должен уметь управлять этой «пестрой» и разнохарактерной массой. Конечно,
ежедневная необходимость кого-то организовывать, поучать, воспитывать, иногда
наказывать оставляет свой отпечаток на характере учителя.
Еще одно утверждение, косвенно связанное
с мифом о «диктаторских» замашках учителей, гласит: у преподавателей никогда
нет времени на собственных детей. Мол, главное, чтобы ребенок был
одет-накормлен, в тонкости его внутреннего мира вникать некогда, исполняйте
дети, что приказывает мама, а если что, «бунт на корабле» будет подавлен. Этот
«полумиф» верен отчасти. Да, учителя, как и многие другие родители, вынуждены
проводить со своими детьми времени меньше, чем хотелось бы, поскольку работа
отнимает много сил. Но, во-первых, кто сказал, что каждую минуту находиться с
ребенком и «сюсюкать» над ним педагогически верно? Во-вторых, как бы там ни
было, учителей обучают методике воспитания подрастающего поколения и разным
педагогическим приемам, так что в этом деле они достаточно «подкованы».
Конечно, случается, что преподаватели, которые в виду своей профессии должны
были бы идеально воспитать ребенка, кое-что упускают, но это скорее исключение,
чем правило.
Миф
3. Учитель, прежде всего, должен досконально знать свой предмет и уметь
интересно преподнести его.
Ведь основная его обязанность —
преподавание, все остальные функции вторичны.
На самом деле. Было бы, в принципе, не
так уж трудно работать учителем, если бы в его обязанности входила только
преподавание предмета. Пришел, отчитал положенные часы и со спокойной душой
ушел домой готовиться к следующим урокам. Все не так просто, поскольку учитель
в школе — это еще и воспитатель, классный руководитель. Он отвечает за
посещаемость учениками занятий, уровень успеваемости, проводит воспитательные
часы, организовывает посещения театров, кино, выставок, музеев и т.д. А также,
при необходимости, проводит «разъяснительную» работу с родителями. На бумаге
перечисленное не кажется таким уж сложным. Однако поверьте: далеко не просто
заглянуть в душу каждому ребенку, понять, что им движет, почему он, например,
при хороших способностях плохо учится, почему Дима все время ходит подавленный,
а Марина, наоборот, неестественно весела. Более того, иногда самый элементарный
«светский» выход в театр может стать испытанием для нервов учителя, поскольку
дети, при всем желании, не в состоянии долго сидеть на месте. Когда я возила
своих подопечных в цирк, приходилось их пересчитывать на каждой станции метро
(вот вам и диктаторские методы). Правда, моих учеников эта «процедура» жутко
веселила.
Учитель не только преподает предмет, он
целиком и полностью отвечает за жизнь и здоровье детей на уроке и внеклассных
мероприятиях. А еще учитель должен развивать детей морально и духовно, это,
поверьте, намного сложнее.
Миф
4. Учитель из года в год преподает одно и тоже, ведь учебные программы меняются
несущественно.
На самом деле. Программы, конечно,
претерпевают кое-какие изменения, но даже если бы из года в год приходилось
читать одно и тоже, буква в букву, неинтересным учебный процесс стать не может.
Ведь дети-то всегда разные, более того, не бывает даже одинаковых классов. В
9-А, например, идешь со смутной тревогой, не зная, какой сюрприз тебя ждет на
этот раз, а в 9-Б отправляешься со спокойной душой, потому что уроки проходят
на удивление продуктивно, дети сосредоточенные. Иногда ученики задают такие
вопросы, что, даже зная материал урока на зубок, начитавшись дополнительной
литературы и думая, что о предмете невозможно знать больше, что диву даешься и
не сразу находишься, что ответить. Работать в школе всегда трудно, но,
поверьте, никогда не скучно.
Миф
5. Сегодня профессия учителя мало оплачиваемая и не престижная.
Высокий статус работника просвещения
утерян. Профессия вообще не имеет выгод и бонусов.
На самом деле. Действительно, если
смотреть объективно, то профессия сегодня несколько потеряла в «весе». Оплата
труда учителя, увы, не соответствует современным реалиям, поэтому молодежь не
желает учительствовать. Естественно, это существенно влияет на престижность
профессии. Но! Степень уважения того или иного преподавателя в первую очередь
зависит от него самого, так же как престижность школы зависит от ее
руководства. Есть учителя, на уроки к которым дети бегут в припрыжку, а
родители просто молятся, дабы звезды сошлись так, чтобы у их чада классным
руководителем оказался именно ОН. Существуют школы, самые простые, не носящие
почетных званий «лицей» или «гимназия», куда просто нельзя пробиться из-за
наплыва родителей, желающих именно сюда устроить своих детей.
Что касается выгод и бонусов, то они
есть. Например, отпуск 56 дней (такой предоставляется разве что работающим в
чрезвычайных условиях), дополнительный выходной (методический) день.
Многие думают, что главное для учителя —
любовь к детям. Отчасти с этим можно согласиться. Но можно бесконечно любить
детей и не уметь с ними работать, формировать их внутренний мир, воспитывать.
Учитель должен не только любить детей, отлично знать свой предмет, быть хорошим
воспитателем, он еще должен обладать тонкой, как я это называю, психологической
интуицией и наблюдательностью. Это приобретается только в процессе работы, с
опытом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий